Диагностика полиакриламидного маммарного синдрома
Рассмотрим, как проводится диагностика полиакриламидного маммарного синдрома. Физические свойства геля – высокая акустическая проводимость и гомогенность – делают его удобным объектом для ультразвукового обследования. Динамический УЗ контроль МЖ пациенток, подвергшихся маммопластике ПААГ, позволяет оценить тяжесть, уточнить топографию и возможные методы лечения наступивших осложнений.
[[MORE]]
Диагностика полиакриламидного маммарного синдрома. Диагностировать ПАМС в латентном периоде можно только при помощи дополнительных методов исследования, таких как УЗИ, т. к. отсутствуют клинические проявления данного состояния. При отсутствии патологической фазы наблюдаются три основных варианта эхографической картины.
1. «Гроздь винограда» – при таком расположении геля в ретромаммарном пространстве (РМП) отмечается наличие множественных мелких и средних (10 – 30 мм) полостей. Кпереди от геля наблюдается ткань неизменной МЖ.
2. «Единый гелевый имплантат» – в РМП лоцируется большая линзовидная полость, заполненная анэхогенным содержимым.
3. Сочетание первого и второго вариантов как в одной, так и в разных МЖ. Подобная эхографическая картина характерна для первых лет после инъекционного введения геля.
Уже в патологическом периоде в фазе эстетических проявлений при осмотре можно визуализировать округлые подкожные выпячивания разного размера (гелеомы). Пальпаторно – они плотно-эластичной консистенции, иногда смещаемые, а иногда плотно сращены с окружающими тканями. Также при пальпации определяется симптом «пластилиновой груди», т. е. вдавление от пальцев медленно заполняется перетекающим густым гелем. Скопления геля и гелеомы, расположенные в МЖ, хорошо лоцируются как на УЗИ, так и на маммографии и Я MP.
Гелеома: А – по данным УЗИ (указана стрелкой), Б вид в тканях, В – препарат
В этой фазе клинических проявлений капсула гелеом тонкая, не подвержена грубому фиброзу.
При наступлении фазы анатомических изменений добавляются такие симптомы, как капсулярный фиброз вокруг полости, в которой расположен гель, и фиброз гелеом.
При повреждении капсулы из-за лизиса или механической травмы возникает миграция геля в поверхностные мягкие ткани и другие анатомические области. В результате этой миграции МЖ деформируются и зачастую становятся асимметричными.
Каисульиый фиброз после ннедеиия
ПААГ субмаммарио: А, Б внешний вид пациентки, В – препарат рассеченной капсулы и крошкообразный гель
Пример миграции геля на грудную и
брюшную стенки: А – вид сбоку, Б – разметка контуров дистопии спереди
Эти симптомы становятся хорошо заметными при обычном осмотре и при пальпации. В некоторых случаях возможно формирование синмастии (объединение полостей МЖ). Синмастия может быть как статической, т. е. неизменной, так и динамической, т. е. проявляющейся только при надавливании на одну из МЖ. При этом гель перемещается в другую МЖ в подкожном туннеле области грудины. Эти деформации МЖ можно четко обнаружить при всех видах дополнительных методов обследования.
При чрезмерном сдавлении геля окружающих тканей и при его поверхностном расположении возникают индурация кожи, выражающаяся в виде «лимонной корочки», пигментация и нарушение трофики кожи вплоть до ее некроза.
Некроз кожи леиой МЖ иследстиие нарушения трофики после ииедепия ПААГ